АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ © 1978 -Звезда и смерть Хоакина Мурьеты- Трек-лист: 1.Вступление 2.Песня Хоакина 3.Песня Шарманщика 4.Золото 5.Хоакин и друзья 6.Ария Звезды 7.Ария Смерти 8.Сцена в томожне 9.Прощай 10.Куплеты смерти 11.Вопросы Блаженного без ответа 12.Сцена на корабле 13.Таверна «Заваруха» 14.Девицы и Хоакин 15.Драка в таверне «Заваруха» 16.Реплика смерти 17.Заговор 18.Песня Тересы 19.Нападение 20.Колыбельная неродившемуся сыну 21.Реквием 22.Клятва Хоакина 23.Месть Хоакина 24.Вторая ария Смерти 25.Воспоминание о Родине 26.Шествие к могиле Тересы 27.Эпилог Состав: Звезда, Тереса- Ж. Рождественская Хоакин Мурьета, Смерть-Г. Трофимов Блаженный-Заика, Шарманщик-Ф. Иванов Трёхпалый- А. Паранин Чилийцы, Ренджеры- С. Беликов, Ф. Иванов, А. Паранин, В. Кривопущенко, В. Наумов, А. Курдюмов, Г. Трофимов Девочка-Чилийка- Оля Рождественская Девицы- Ж. Рождественская Инструментальный ансамбль театра Ленинского комсомола «АРАКС» Ю. Шахназаров- гитара соло С. Рудницкий- акустическая гитара, бас – гитара, рояль, орган, синтезатор С. Беликов- бас гитара, флейта А. Абрамов- ударные В. Голутвин – акустическая гитара, банжо Струнная группа Государственного симфонического оркестра центрального телевидения И Всесоюзного радио. Струнный квартет Большого театра СССР. Московский камерный хор. Хормейстер Т. Агаева Режиссёр- Ф. Иванов Директор и постановщик – А. Рыбников Звукорежиссёры- Н. Данилин, С. Богданов Редактор- А. Качалина Всесоюзная фирма грампластинок "МЕЛОДИЯ" В оформлении конверта использованы: 1. Гаврюры мексиканского художника Хосе Гваделупе Посады 2. Материалы из архива Пабло Неруды На четвёртой стороне фотография головы Хоакина Мурьеты и ярмарочный плакат (1853 год) 3. Сцена из спектакля Московского театра имени Ленинского комсомола артисты: Л. Матюшина ( Тереса) и А. Абдулов ( Хоакин ) Музыкальный спектакль «Этот спектакль сразу же захватывает атмосферой творчества, кипучей новизной, духом эксперимента, где слились и театр и танцы и поэзия. Музыка сплавленная сценическим действием, то демоническая то нежная и тонкая, очень ритмичная, изобретательная и хроника жизни середины прошлого века становится политической, революционной темой, высказанной языком современности. Таков спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», который основан на произведении Пабло Неруды. Создатели этого новаторского спектакля спрашивали у меня: удовлетворил бы он чилийского поэта?! Я уверен, что если бы Пабло Неруда мог увидеть произведение Павла Глушко и Алексея Рыбникова, он принял бы его за новую, само собой разумеющуюся метаморфозу старой темы о Мурьете, которую он сам взял из истории, а вернее сказать из народной мифологии» Володя ТЕЛЬТЕЛЬБОЙМ Член Политкомиссии ЦК Компартии Чили ПЕРВАЯ СТОРОНА (I) Текстовое содержание вступления выдержано в традициях бразильского Gore grind’а.На ярмарке балаганщик зазывает посетителей посмотреть на отрубленную голову Хоакина Мурьеты и руку его соратника Трехпалого, народ ужасается от увиденного и Блаженный начинает свой сказ, сказание о молодом Чилийском парне, который погиб за честь и справедливость, за гордость и любовь. Звучит песня Хоакина, который поёт о родном Чили где он родился и вырос, стране виноградников и просторов Тихого океана, Хоакин благодарит судьбу за то, что он вырос в этой стране, которую любит всем сердцем. Песня нищего шарманщика даёт понять слушателям, что не всё так хорошо в этой прекрасной стране, как кажется, нет жизни, нет счастья… И вот в Чили приходит «золотая лихорадка», заголовки в газетах зазывают обывателей в Калифорнию, где только что нашли золото. Друзья Мурьеты Трёхпалый и Блаженный блатуют его поехать на прииски, на что Мурьета отвечает, что ему не нужно богатство, ему хватит крыши над головой , прохлады окана, но он соглашается на путешествие, что бы найти свою любовь, свою звезду. И вот слышится ему голос его желанной звезды, который манит его, обещая отдать ему свою любовь и тут же слышится ему пророчество Смерти что ,мол, рискует он потерять жизнь при путешествии. На таможне шум, гам, искатели приключений соблазняют отправится в путь и самого строгого , бюрократического Таможенника, обещав ему разбогатеть за неделю! ЗУЧИТ ХОР-ПРОЩАНИЕ ВТОРАЯ СТОРОНА(II) На корабле Смерть в песенной форме пытается запугать Хоакина и его кентов, рассказывая им чем закончится их путешествие, Блаженный впадает в депрессию…задаёт много вопрсов, но не может на них ответить ( Где умирают птицы? Сколько лет сентябрю? Понимает ли море его слова? Откуда приходит Смерть? И многие другие) И вот Мурьета встречает Тересу…Его посещает любовь, любовь , которой ему так не хватало и Тереса отвечает ему взаимностью, она становится его звездой. Наконец корабль швартуется в Калифорнии, кантри музыка, разноязычные золотокапатели В таверне «Заваруха» проститутки предлагают «перепехнутся» и нажратся алкоголя, только плати денежки, им нравится Хоакин, но Блаженный разгоняет эту шоблу от Мурьеты Тут в таверну вламываются американские солдафоны, смеются и задевают друзей, оскорбляют, провоцируя на конфликт. Хоаким не выдерживает и даёт отпор рейнджерам, заципившись их Главарём. Главарь радуётся предстоящему кровопролитию и поёт голосом Смерти ТРЕТЬЯ СТОРОНА (III) Рейнджеры решают, что делать с Мурьетой, опасаясь волнений на национальной почве ( в Калифорнию приехало много Чилийцев, которые уважают Хоакима) Смерть-главарь решает оставить жизнь Чилийцу, но отыграться на Тересе, на единственной любви Мурьеты, его звезде. Ночью, когда уже беременная Тереса ждала мужа, который ушёл на прииски в бунгало вваливается толпа бандитов-солдафонов, они издеваются над девушкой, всячески унижают её и смертельно ранят, она умирает скорбя о не рождённом ребёнке…. Хоаким убитый горем рыдает над мёртвым телом, Блаженный предостерегает его, рушатся надежны, рушится любовь… ЧЕТВЁРТАЯ СТОРОНА (IV) Мурьёта клянётся отомстить обидчикам, он вступает в схватку с солдафонами, к нему подтягиваются сограждане, которые помогают Мурьете в бою. Смерть постоянно подсказывает ему «как убивать красивее» и целует его, этот поцелуй обрекает Хоакина на гибель. Он идёт на могилу к жене, вспоминая о родном Чили, там его ждёт в засаде банда рейнджеров, которые убивают его! Блаженный продолжает задавать свои бесконечные вопросы и ему еже начинает отвечать голос Мурьеты, ставший легендой всего латиноамериканского народа. *** В целом всё произведение поражает своей лиричностью и кровожадностью одновременно, красивые мелодии сменяются тяжёлыми джаз-роковыми рифами, жёстким почти уличным речитативом, что достаточно смело и экспериментально со стороны композитора. Уверен эта пластинка навсегда останется в сердцах меломанов всех стран и континентов. (В обзоре использованы фотокарточки из личного архива. Все права сохранены)
И ещё один приятный сюрприз для поклонников! Предлагаю посмотреть всем ребятам одноимённый художественный фильм, созданный на киностудии имени Горького в 1982 году: