Все-таки кто бы что ни говорил, а фундаментальная наука у нас движется вперед. Пусть медленно, со скрипом, зачастую без должной финансовой подпитки… Но движется. Мы в очередной раз убедились в этом, когда в сентябре посетили Нейтринную обсерваторию, на которой в тот момент дежурил мой друг-ученый Евгений. Но начать надо, видимо, издалека. Откуда у меня друг-ученый, что есть Нейтринная обсерватория и зачем на ней надо дежурить? Так вот. Когда-то ( капец, это было уже 20 лет назад!) я приехал поступать в Иркутский политех. В общем, обычное дело для вчерашней школоты – сразу после школы надо же куда-нибудь поступить, иначе можно потерять время, поступление отложить на год, а там ВДРУГ армия ? В процессе сдачи экзаменов, а потом на зачислении мы, будущие сокурсники и друзья, осторожно знакомились друг с другом . Здесь-то я и познакомился с Евгением. Он, как оказалось, был моим земляком. Я тогда жил в северном поселке Чуна, а Евгений приехал поступать из соседнего поселка Лесогорск, что в семи километрах. Евгений был слегка не от мира сего. Как говорится, «ботаник». Или «заучка». Ибо из всей нашей банды только он один мог на ночь почитать физику . И все зачеты-экзамены сдавал вовремя. И вообще по части учебы был очень целеустремленным. К третьему курсу это принесло свои плоды – Женя получил приглашение продолжить учебу в МИФИ. А МИФИ – это не шарашка какая. Тут все серьезно . Приглашение он принял и вскорости укатил в Москву. Подробности его учебы там (с точки зрения сферического обывателя в вакууме - жуткий хардкор, высшая физика и математика со всем сопутствующим) я захватил только краями, когда приезжал на каникулы домой и ездил к нему в гости. Потом Евгений отучился и на какое-то время с радара пропал. Было ясно, что домой он решил не возвращаться и пошел по чистой науке, в отличие от нас – прикладников. Что и не удивительно с таким образованием-то. А потом внезапно снова объявился в Иркутске , причем с вполне конкретной целью. При встрече выяснилась вся распальцовка: Евгений живет в Дубне и трудится научным сотрудником в Институте Ядерных Исследований (ИЯИ). Здесь, на Кругобайкальской Железной Дороге у них объект – нейтринный телескоп. Причем это не просто научный прибор какой. Это целый комплекс приборов, за которыми надо следить, ремонтировать, модернизировать… В общем, проводить кучу мероприятий. Здесь, наверное, надо рассказать, что же это такое – нейтрино и как его смотреть с помощью телескопа. Если кто из вас не забыл курс физики, то, наверное, помнит, что весь наш многообразный и разнообразный мир состоит молекул, которые, в свою очередь, состоят из атомов, а уже атомы состоят из элементарных частиц – протонов и нейтронов. Этим дело не ограничивается и в мире этих самых элементарных частиц их обретается великое множество. Нейтрино – она тоже из элементарных частиц. Цитата Нейтрино - это двигающиеся со скоростью света, нейтральные частицы. До недавнего времени считалось, что их масса равна нулю. Экспериментальное исследование этих частиц чрезвычайно затруднено, поскольку нейтрино имеют очень маленькое сечение взаимодействия с веществом(10-43см2). Для них проницаемо практически все, они беспрепятственно преодолевают гигантские расстояния и доставляют на Землю сведения об интереснейших процессах, ”свидетелями” которых они были несколько минут или несколько миллиардов лет назад. Поэтому сегодня нейтрино-объект изучения мощных научных лабораторий во всех странах мира. Извотздесь Ну а изучают их с помощью нейтринных телескопов (Капитан Очевидность). Вкратце механика процесса для нашего Байкальского нейтринного телескопа выглядит так: откуда-то со стороны Америки сквозь Землю летит с бешеной скоростью нейтрино куда-то по своим нейтринским делам. Что его породило, Солнце или какие-то атмосферные возмущения, или просто из космоса прилетело, вопрос второй. Главное – летит. В силу своих исчезающе малых размеров, нейтрино может беспрепятственно пролететь сквозь Землю… Но ведь может и столкнуться с другой элементарной частицей! И, таки вы не поверите, сталкивается. Такой бильярд на субатомном уровне порождает выброс энергии - излучение. А излучение уже можно зарегистрировать каким-нибудь чувствительным датчиком. Через это нейтринный телескоп не имеет ничего общего с привычным телескопом в виде трубы, зеркал и линз. Это комплекс из фотоэлектронных умножителей, а также передающей, принимающей и управляющей аппаратуры. Все это хозяйство помещено в сферы из прочного стекла, нанизано на канаты, в фицияльной научной терминологии «стринги» (strings), погружено в Байкал на глубину километр с лишним и запитано с берега электричеством. Здесь надо отметить, что не одни мы имеем такой агрегат. Похожий есть в Средиземном море, японцы соорудили нейтринный телескоп у себя в горах, есть на Кавказе и даже в Антарктиде в ледяной толще. А на главный вопрос «Для чего вообще все это?» можно ответить или уклончиво, как Роман Ойра-Ойра в романе «Понедельник начинается в субботу» - Чем вы занимаетесь? - Как и вся наука – счастьем человеческим. Или несколько заумно: Изучение основ мироздания, попытка понять, как же все устроено в этом мире. Вот в такое место уже последние лет десять приезжает на поработать мой друг Евгений. Со временем устаканилась и логистика его приездов. Евгений приезжает два раза в год. Один раз на стыке зимы и весны – в экспедицию. В этот период на нейтринную обсерваторию едет вся причастная высокоученая братия, не только из Дубны, но и из местных институтов, которые сотрудничают с ИЯИ. Для «товарищей ученых, доцентов с кандидатами» (с) - это страдная пора, поскольку времени мало (к апрелю лед начинает подтаивать, и не то, что ездить, но и ходить по нему становится опасно), а программа экспедиции традиционно обширна: надо выгнать на лед технику, оборудование и вагончики, пробурить полынью, достать телескоп, разобрать, все проверить, что-то заменить, что-то добавить, усовершенствовать, подключить, снова проверить и тд… Ученые мужи в этот период работают не разгибаясь с утра до ночи, и ездить к ним в гости бессмысленно. Можно, но не факт, что будет радушный прием – все заняты, все при деле. Иное дело – осень, когда Евгений приезжает на дежурство. Дежурство – это, фактически, курорт. В течение трех, максимум – четырех недель надо просто следить за оборудованием, контролировать процессы, снимать данные, отправлять их в Москву, в случае нештатных ситуаций (электричество кончилось, например) принимать неотложные меры. Времени на это (за исключением нештатных ситуаций) уходит немного, народу там, практически, никого. Иногда могут болтаться люди из местных, Иркутских НИИ. А начальство не просто далеко, а очень далеко. И именно в такое Женино дежурство мы с друзьями стараемся вырваться к нему для встретиться и отдохнуть . Ну и плюс шанс застать Байкал в короткий период золотой осени, когда сопки раскрашены не только зеленым, но и желтым, и багряным… На этом я заканчиваю с теоретической, мемуарной и описательной частью и начинаю постить фотки, комментируя их по ходу дела. (здесь и далее вашему вниманию предлагаются фотографии не только 2012 года, но и 2006). Бригада визитеров, жаждущих прильнуть к байкальским красотам и научно-техническим объектам, подобралась небольшая - ваш покорный слуга, мой друг Боря, известный вам по Соболиному озеру и наша Дизентерийная арлица КрОля Кругобайкальская Железная Дорога, она же КБЖД, она же Кругобайкалка - популярнейший туристический объект на южном Байкале. Ездить туда можно круглый год, потому что там по постоянно курсирует местный поезд под названием "матаня" (о происхождении названия спорят до сих пор), плюс - рельсовый автобус, но, как говорят, на заказ. И с мая по сентябрь по средам и субботам курсирует туристический поезд, везущий всех прямо с Иркутска. В идеальном варианте наш заезд на обсерваторию начинается в пятницу. Для этого надо с утра на электричке выдвинуться из Иркутска в Слюдянку, там пересесть на матаню, далее - неспешно (поезда по Кругобайкалке быстро не ездят по соображениям безопасности) добраться до 106го километра, где обсерватория и расположена. В этот раз с выездом в пятницу мы пролетели и поехали в субботу, как мажоры, на туристической электричке. Но - прямо с Иркутска. Вокзал в Слюдянке. Единственный в своем роде, поскольку сделан из местного мрамора Поскольку Кругобайкалка не электрифицирована, здесь нас прицепляют к тепловозу и он тащит электричку до самого порта Байкал - конечного пункта. Справа - Байкал, слева - скалы В Старой Ангасолке сделали большую остановку КрОля радуется Золотая осень Речка Фото из 2006 года. Раз Кругобайкалка - объект для туризма, значит, должны быть и турбазы. Их есть (снято из окна на ходу) Фото из 2006 года Тоже турбаза (фрагмент) Деревенька в распадке Следующая остановка - станция Киркирей. Вообще Киркирей - это маленькая горная речушка с вреднючим характером. Когда здесь пробили первый тоннель, речка регулярно его подмывала и разрушала. В итоге обслуживание изначально короткого и, по идее, малозатратного (относительно) тоннеля встало в копеечку. Задолбавшись его ремонтировать и укреплять, строители плюнули и пробили рядом другой тоннель, а речку, чтобы сильно не выебывалась, заключили в бетонный желоб. 10 лет назад это вглядело так (фото с сайта http://kbzd.transsib.ru/): А когда стали устраивать однодневные экскурсии по Кругобайкалке, данное место включили в число обязательных к посещению и заслушиванию рассказов о строительстве. Территорию облагородили и - вуаля! Фтыкайте, товарищи туристы, в местные красоты. Тот самый, заброшенный тоннель Раньше через него можно было выбежать на ту сторону и полазить по тамошним тропкам. Видать, сейчас такое занятие сочли опасным и теперь здесь стоит мужик и никого не пропускает . Ручеек в бетонном желобе - и есть речка Киркирей
КрОля Перед Киркиреем Боря предложил договориться с машинистом и остаток пути проехать на тепловозе, разглядывая местные красоты не через окно. Машинист малость покочевряжился, сослался на каких-то проверяющих в поезде, но после Киркирея разрешил сесть. Что мы и проделали. Следующая долгая остановка должна быть Половинная, место, где расположен самый длинный тоннель. Но по каким-то причинам мы там задерживаться не стали, простояли всего 15 минут и двинули дальше. Таким образом мы сэкономили часа полтора ходу точно. Почти приехали. Вдалеке - мыс Половинный, давший название и населенному пункту рядом, и речке, тоже рядом, и самому длинному тоннелю, что через него проходит. Хотя кто кому дал название тут, мыс речке или речка мысу, до конца неясно. Обо этом месте расскажу чуть позже. А пока что мы проехали тоннель, после него еще 15 минут ходу - и мы, наконец-то приехали Здание обсерватории. Дому - сто с лишним лет. Сработан на совесть. Несмотря на возраст, все еще крепок, хотя и требует вдумчивого ремонта. Мой друг Евгений, научный сотрудник Института Ядерных Исследований Дом служит одновременно и научной станцией, и местом для жилья, и складом под всякое барахло. Вот на таких полатях под потолком спят люди. КрОля тут же себе оккупировала место Поскольку времени было категорически мало (завтра воскресенье и надо уезжать той же туристической электричкой), мы тут же развили бурную деятельность: раскидали вещи, застолбили полати для ночлега, вытащили припасы, сунули спирт в морозилку на охлаждаться, начали шинковать продукты для солянки . А пока солянка готовится, небольшая экскурсия по обсерватории. Научное оборудование Мудреные интерфейсы программ, которые разрабатывает Евгений (Фото из 2006 года) Этот мусор когда-то был частью телескопа. В полусфере слева когда-то находился фотоэлектронный умножитель Эти кунги во время экспедиции вытаскивают на лед КрОля радуется Ближе к вечеру, поспела солянка, мы сели за стол и выпили И выпили не один раз. За встречу, за науку, за просто так и "давайте бухать!" Душевно посидели. Потом сходили к мужикам-наладчикам из местных институтов, которые жили в балкАх неподалеку. У них обнаружилась водка... А потом усталость от насыщенного дня все-таки взяла свое... А на следующий день надо было потихоньку собираться. К обеду должна прийти все та же туристическая электричка, идущая обратно. Времени было достаточно. Мы неспешно собрали рюкзаки, вытащили их на перрон (тонкий намек машинисту, что здесь люди ждут ) и остаток времени общались, отпаивались чаем и смотрели фильмы. А потом пришел поезд и мы уехали. Так закончился наш краткосрочный визит в очаг науки - Байкальскую нейтринную обсерваторию. ЗЫ: В качестве небольшого дополнения рассказ о самом длинном тоннеле - Половинном и его окрестностях. Поезд там делает большую остановку, поэтому есть время походить, посмотреть на всякое. (Фото из 2006 года) Ручеек (Фото из 2006 года) Водобойный колодец (Фото из 2006 года) Около восточного портала тоннеля (Фото из 2006 года) А это я стою уже на портале (Фото из 2006 года) Тоннель (Фото из 2006 года) Бухта Половинная Во время стоянки народ традиционно выползает сюда, жарит-парит шашлыки, морально разлагается. Некоторые пробуют купаться в байкальской воде. Иногда получается Мост
Во время стоянки мы перебросились парой слов с машинистами и они показали нам пальцем в направлении турбазы, что располагалась здесь неподалеку. Мы решили сходить туда, узнать, как там и чего. Турбаза ладно сделана, выглядит, как игрушечка, ухожена. У администратора узнали ценник - вполне сопоставим с прочими турбазами. КрОля в осеннем лесу Теплоход на скеговой воздушной подушке Баргузин-3, молочный брат Баргузина-2, курсирующего между Иркутском и бухтой Песчаная Разумеется, нельзя и обойти вниманием и паровоз, установленный тут в качестве памятника. Нынче он выглядит менее презентабельно - тысячи народу, что лазили по нему все годы, что он стоит, слегка подпортили его товарный вид. А раньше он выглядел более внушительно. (Фото из 2006 года) Иэхххх! (Фото из 2006 года) (Фото из 2006 года) Чоб спереть? (Фото из 2006 года) А КрОля уже нашла, чо спереть Вот как-то так!
Свобода, скажи - а друг Евгений-ядерщик всегда такой? Или вы сначала встречу отметили, а потом пхоткались?
Это, на самом деле, уже утром после Но вообще по жизни он, хоть и выглядит, как техно-гик, на самом деле нормальный чувак, адекватен к окружающей реальности. Жена, ребенок. Все нормально.
Хоть тема и про Байкальский Нейтринный Телескоп, но, поскольку он находится на КБЖД, то и фильм - вполне в тему. Ребята на самодельной велодрезине проехали по Кругобайкалке от Порта Байкал до Култука Про Нейтринный телескоп там тоже есть. Ну и все прочие нереальные красоты. Даже обнаружили обвал и поврежденный рельс и предотвратили катастрофу паровозного турпоезда
Не дождался вечера, заценил сейчас. Молодцы ребята, снято и смонтирогано тоже заебись. Вообще, конечно, затея ещё та - клепать дрезину, потом стараться без палева проехать. Зачем?
- Почему кот лижет себе яйца? - Потому что может Так и здесь. Вот может человек руками что-то сделать и воспользоваться - почему бы и нет? Просто с рюкзаком пройтись - это все так делают. А вот на своем транспорте...