John Coltrane © 1959 Giant Steps Список песен: Основные композиции: 1. Giant Steps 2. Cousin Mary 3. Countdown 4. Spiral 5. Syeeda's Song Flute 6. Naima 7. Mr. P.C. Бонус-треки: 8. Giant Steps (Alternate Version 1) 9. Naima (Alternate Version 1) 10. Cousin Mary (Alternate Take) 11. Countdown (Alternate Take) 12. Syeeda's Song Flute (Alternate Take) 13. Giant Steps (Alternate Version 2) 14. Naima (Alternate Version 2) 15. Giant Steps (Alternate Take) Состав: John Coltrane – tenor saxophone Paul Chambers – bass Art Taylor – drums (tracks: 1 to 5, 7, 10 to 12, 15) Jimmy Cobb – drums (tracks: 6) Lex Humphries – drums (tracks: 8, 9, 13, 14) Tommy Flanagan – piano (tracks: 1 to 5, 7, 10 to 12, 15) Cedar Walton – piano (tracks: 8, 9, 13, 14) Wynton Kelly – piano (tracks: 6) Лейбл: Atlantic Стиль: Джаз: Хард-боп 23 сентября 1926 года в городе Хэмлет, штат Северная Каролина, родился великий Джон Колтрейн. Не то чтобы он родился с саксофоном в зубах, но с раннего детства он наряду с питательным человеческим молоком впитывал в организм музыку, которую играл на нескольких инструментах его затейник-отец. Это воспитание всё же сделало его бандитом, но бандитом не того сорта, что торгуют наркотиками в злачных притонах, а бандитом другого, высшего сорта, из тех, что потребляют наркотики и играют музыку в притонах классом повыше. Такие бандиты, например, проводят военную службу на Гаваях (см. фото), играя в армейском ансамбле, а потом дудят и нюхают кокаин с величайшими музыкантами в гражданских бандах: Диззи Джилеспи, Джонни Ходжес, Телониус Монк, Майлз Дэвис… Колтрейн в армии на Гаваях В начале 1959 года Колтрейн при поддержке опасных музыкантов из группировки Дэвиса устроил первую в истории запись собственных семи композиций. До этого он был «простым» тенор-саксофонистом, которого крепко ругали за то, что исполняя соло, он слишком увлекался. Дэвис вспоминал, что разные люди советовали ему побыстрее уволить Колтрейна из банды, потому что «он ничего не играл». В своих солягах он перебирал ноты аккорда так и эдак, «словно объясняя одну вещь на разные лады». На альбоме “Giant Steps” он объясняет и показывает, насколько безграничны возможности его саксофона и насколько богат язык джазовой импровизации. Композиции начинаются с крутого риффа, а после нескольких задающих тему тактов Колтрейн срывает с себя одежды благопристойного джазмена, чтобы предаться разнузданному, бешенному солированию, в ходе которого он накидывает на вас груду «листов звука» – сверхплотных, словно не влезающих в традиционное музыкальное пространство-время гармонических обыгрышей, непонятных сразу, но гипнотизирующих своей дикой энергетикой. В это время фоном идёт традиционная для бибопа ритм-подложка из бумкающего баса, упирающих на тарелки и аккуратную работу с рабочим барабаном ударных и прецизионных фортепианных аккордов. Разумеется, все музыканты ритм-секции получают своё время для солирования, но главным героем всё равно остаётся свирепый саксофон Колтрейна. Этот альбом считается классической и эталонной работой в стиле бибоп (или хардбоп, но это уже лексика для матёрых спецов, способных, например, отличить брутал-слэмминг-дэт-метал от слэмминг-брутал-дэт-метала). И это мой любимый альбом Колтрейна. Здесь есть как крутые, западающие в душу риффаки, вроде главной темы в композиции “Giant Steps”, действительно напоминающей спуск по огромным ступеням лестницы, так и душевные эротические мелодии, например, в пьесе “Naima”, посвящённой жене музыканта. Ну и, конечно, гнущие и плавящие мозг потоки саксофонной лавы, изредка разбавляемые струйками клавишной и басовой лавы, а также барабанными вулканическими бомбами. Кстати, есть интересный специальный термин бибопа: сбросить бомбу. Суть в том, что, в отличие от привычной нам музыки на основе рок-н-ролла барабанщики бибопа отстукивают ритм тарелками и рабочим, а бочку включают очень редко для акцентирования ритмической фразировки (здесь слово предоставляется барабанным спецам, способным поправить, если нужно, мою неумело выраженную мысль). В этом, а также в непрерывном пластичном громыхании баса, я вижу ритмическую суть бибопа. Бибоп Ну а гармоническую и мелодическую суть бибопа лучше всего, на мой вкус, удалось выразить именно Джону Колтрейну на этой замечательной пластинке. Кто же ещё, как не «великий Колтрейн», как сказал однажды Телониус Монк, должен был найти «музыку внутри саксофона»? Современные переиздания помимо семи основных номеров включают бонусные альтернативные версии этих же композиций, которые бывает интересно сравнить с главным каноническим вариантом. Например, альтернативная запись заглавного номера “Giant Steps” отличается от основного варианта меньшим напором саксофонного звука и повышенной прозрачностью клавиш, которые наряду с басом получают в альтернативной версии больше свободы и пространства для раскрытия своего звучания. В этом смысле основные версии обычно более жёсткие и агрессивные в плане выражения саксофонного звука. Слушать эти различия бывает весьма увлекательно. Ну и вообще, эта запись захватывает и тащит не хуже Бродеквина, но на свой, бибоповый лад. Крайне рекомендуется к прослушиванию.
но у меня больше нет крутой неметаллической музыки на цд. это вопче единственны жазовый цд, которы у меня есть. купил в вене.
Рихтер, возвращаясь к нашему разговору на МДК про "оркестровость"...... Переслушал я сабж и почти всю дискографию Колтрейна. Раннее творчество, почти полностью в рамках традиционного бибопа. Обычно такой материал на меня нагоняет скуку после первой же песни. Сабжевый альбом в этом периоде выгодно выделяется - легкие, светлые хитовые номера, отличное виртуозное исполнение, запись. В среднем периоде заметны попытки усложнить музыку - сплав традиции и умеренной импровизации. Однако зачастую это выглядит весьма неуклюже и слушается с трудом. Тут справедливо все, что я говорил о подобных работах у О.Коулмена.... У Колтрейна иной раз наоборот - его партии музыкальны, последовательно-традиционны, а вот ритм секция виртуозно и путанно чудит... В среднем периоде мне понравился только широко известный 1964 - A Love Supreme. Остальные работы середины 60-х- как попытки скрестить ужа с ежом - скучны и нелепы. А вот посоветованный тобой поздний период - действительно хорош с точки зрения поклонника фри-джаза. 1966 - Cosmic Music - это альбом, насоветованный Википедией (в странице про фри-джаз) мне все же не понравился из-за нерационального микса, где излишне выделен саксофон. А вот от этих работ - я в восторге. 1967 - Interstellar Space 1967 - Stellar Regions
но вот музэка с нево хорошо в порнухе эротеке смотрется будет. название ещё хорошээ - "превосходная любовь"