Мукан Тулебаев - известный советский композитор и автор первой казахской оперы "Биржан и Сара". Родился в 1913г в селе Карачиган Бурлин-Тюбинского района Талды-Курганской области. Автор ряда замечательных вокальных произведений и знаменитой эпохальной кантаты "Заря коммунизма". Принимал участие в сочинении оперы "Амангельды", на либретто Г. Мусрепова. Широкую известность получил после сочинения сабжа, в котором талантливо использовал музыкальное наследие народного казахского творчества. Скончался в 1960г в г Алма-Ате. "Биржан и Сара" В истории музыкальной культуры опера "Биржан и Сара" всесторонне представляющая индивидуальность автора, молодую национальную композиторскую школу Казахстана, является подлинным открытием и сочинением-эталоном, шедевром. Особая выразительность и красота музыки, прекрасное знание законов и специфики театра, ярко выраженное национальное начало, составляющие сильнейшую сторону композитора М. Тулебаева, явились залогом успеха произведения, вышедшего за рамки национального значения, национальной культуры, которое можно рассматривать и оценивать в контексте мирового оперного искусства. Опера «Биржан и Сара» с большим успехом исполняется не только в театрах Казахстана, но и за пределами страны, в России, Узбекистане, Германии; она становится в центре внимания целой плеяды казахстанских, российских композиторов и музыковедов. Успеху оперы «Биржан и Сара» в огромной мере способствовал и тот факт, что в качестве либреттиста выступил известный казахский поэт, писатель, ученый Кажигали Джумалиев (1907-1968). Фактически молодой композитор получил готовое либретто, отличающееся, как справедливо отмечали Е. Брусиловский, А. Жубанов, О. Тактакишвили, К. Алтайский, прекрасным поэтическим текстом и превосходными драматургическими качествами, определившими ее жанровое, драматургическое своеобразие и, в конечном итоге, жизнеспособность произведения. Заметим, что у истоков казахской оперы стояли крупнейшие казахские драматурги – Г. Мусрепов, С. Камалов, М. Ауэзов, С. Муканов, К. Джумалиев, сыгравшие большую роль в становлении и развитии национальной оперы. «Может быть, Вы, мои современники, будете спорить, я еще не знаю, но я знаю и чувствую как музыкант, что он есть первый настоящий профессиональный композитор-казах, я бы сказал казахский Глинка, а его опера «Биржан и Сара» – шедевр нашей музыкальной культуры» (с) К. Кужамьяров Действующие лица: Биржан, народный поэт и певец -тенор Аналык, мать Биржана- меццо сопрано Кожагул, отец Биржана - баритон Сара, молодая поэтесса и певица - сопрано Естай, акын, друг Биржана - тенор Жиенкул, богатый бай - баритон Жамбота, правитель - баритон Серик, телохранитель Жамботы - тенор Алтынай, родственница Жамботы - сопрано Массовка:муллы, народ, джигиты, аксакалы. Ч1 В казахском селении Куянды - большое гуляние. Желая расположить к себе бедняков Жамбота запевает веселую песню в которой созывает всех желающих учавствовать в айтысе(песенно-поэтическое состязание) Молодой акын Естай сообщает всем собравшимся, что на сейшн прибудет прославленный певец Биржан и всех победит.Этим известием взволнована Алтынай, тайно влюбленная в Биржана. Вступив в разговор с Естаем, она выведывает у молодого и неопытного акына тайну- Биржан влюблен в Сару. Сердце Алтынай охваченно ревностью. Нчинается конкурс. Сара вызывает Биржана на песенное состязание. В своей песне Сара славит радость и счастье, а Биржан - борьбу и свободу, при этом глумливо стебется над Жиенкулом, от притеснений которого страдают жители Куянды. Разгневанный Жамбота приказывает отобрать у Биржана домбру, но народ вступается за певца и праздник продолжается. Ч2 Биржан возвращается в родной аул в предгорьях Кокшетау, где признается в любви к Саре. Но не все так просто - Сару хотят насильно выдать замуж за Жиенкула. Биржану за вольнодумство грозит арест. Ч3 Идут приготовления к свадьбе, Сара печальна, но бесстрашный Биржан, рискуя жизнью, является в юрту Жиенкула, чтоб уговорить её бежать с ним. Пока Сара колеблется возвращаются Жамбота с Жиенкулом и пленят Биржана. Ч4 Произвол богачей не знает поредела: Биржан, в мрачном ущелье, прикован к выской скале. Он болен, силы гаснут, но дух не сломлен. Воспользовавшись тем, что часовой задремал, в ущелье пробирается Сара что б освободить Биржана. Но её заметила коварная Алтынай и подняла тревогу. От болезней, пыток и истощения Биржан умирает и поет печальную песню о том как любил Родину и Сару. Биржан умер. Аналык, Кожагул, Естай и вся массовка плачут. Лишь Сара мужественно встречает удар судьбы, принимая из холодных рук любимого домбру. Она клянется продолжать его дело. Все участники событий понимают, что искусство и любовь бессмертны. "Биржан и Сара" Мировые СМИ о опере: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев комментирует оперу:
Почитал несколько авторитетных статей о творчестве Мукана Телебаевича. В частности, в этой, самой масштабной статье-исследовании: http://musicnews.kz/opera-mukana-tulebaeva-birzhan-i-sara-lichnost-naciya-chelovechestvo/ встретил такие строки: "Казахская опера – одна из ветвей мировой оперы, дающая представление о новом витке художественной спирали, возникающей на сплетении и пересечении многих традиций – классических, национальных, современных. Национальная опера является красноречивым образцом сложного, но органичного процесса конвергенции и взаимопроникновения, культурных традиций Востока и Запада. Авторы оперы смогли в условиях оперного жанра, разгерметизируя традицию устного профессионального искусства, сохранить устойчивые и типические качества, являющиеся репрезентантом национальной характерности айтыса." Угу, новый виток художественной спирали мировой оперы, ни больше ни меньше. Но умолчать при этом в статье о Бартоке, Яначеке, Равеле и Стравинском считаю странным для авторитетного журналиста-музыковеда. Потому что именно они были истинными столпами, сближающими культурные традиции деревни и города, народного и академического искусства. Первопроходцы, которые шли в народ, поднимали музыку с земли и облагораживали её, трансформировали плоть и кровь фольклора в классические формы западной нотной записи. п.с. Жаль, что в сети нет оперы "Биржан и Сара" в лосслесс-качестве. Вообще ни в каком качестве нет.
Вот и хорошо, что нет! Такие вещи нужно слушать исключительно на виниле или в худшем случае на катушечном магнитофоне.
Магнитная лента походу самый уязвимый носитель, с течением времени превращается в хавно. Сильно удивлюсь, если до сих пор адепты остались. Вроде и заводы типа AGFA уже давно исчезли с лица планеты.
Вики пишет: Как я понимаю, новый инвестиционный проект направлен на тупо сдачу в аренду всех помещений "Свемы"
Почему же в этой связи не упоминуть такие столпы современной классической оперы, как "Шывармань", чувашского композитора Ф.Васильева и киргизскую оперу "Курманбек" Н.Давлесова. Да что далеко ходить, опера "Салават Юлаев" и балет "Урал беркете" - это же поистине жемчужины мирового искусства.
Ценителям казахской оперы настоятельно рекомендую. Промо нового сезона "АБАЯ". Ария «Айттым сәлем, Қаламқас»:
У меня сохранился в идеальном состоянии ОЛИМП 004, приобретённый примерно в 1987 году. В комплекте с проводным ПДУ. Примерно такой: Имел также AKAI 630, но продал его по причине неисправности, которую сложно было ликвидировать Слышал, что где то в Голландии или во Франции несколько лет назад был запущен завод по производству новой магнитной ленты, но не углублялся пока этим вопросом. Судьбу завода не знаю, может загнулся уже.
Олимп был несбыточной мечтой! Заходили в магазин "Досуг", чтобы просто постоять у прилавка - полюбоваться этой диковиной стандарта Hi-Fi.
У меня был СОЮЗ. Втыкался в рижские С-90 колонки. А в последствии после приобретения кассетника ОРЕЛЬ 101 (стоил сука 440 р. - 4 моих тогдашних оклада) Союз использовался в качестве усилителя. Бобины конешно проебались уже все. Какая то часть кассет еще валяется где-то. ))
Газиз Салихович Альмухаметов ( 1895-1938) — известный певец и композитор. Башкир. Родился в башкирской деревне Мурапталово Стерлитамакского кантона Мурапталовской волости Уфимской губернии(ныне Куюргазинский район Башкортостана). Первым из певцов удостоился звания Народный артист Башкортостана(1929). С 1914 Альмухаметов известен как певец-профессионал, гастролирует по Средней Азии, Сибири, Башкирии, Татарии, Поволжью. С 1921 сочетает концертную деятельность с собиранием башкирских и татарских народных песен и композиторским творчеством. В 1922-29 живет в Казани, концертирует, пишет песни, работает над операми "Сания" (либретто Ф.Амирхана, постановка в 1925) и "Эшсе" (либретто Мажита Гафури постановка в 1930) С 1929 жизнь и творчество Альмухаметова связаны с Уфой. Альмухаметов - автор брошюры "В борьбе за создание башкирской советской музыки" (Уфа, 1933), в которой впервые освещается состояние башкирской музыкальной культуры и намечены перспективы ее развития. Альмухаметов обладал красивым голосом большого диапазона, его исполнение отличалось яркой выразительностью. Альмухаметов был репрессирован в 1937, расстрелян в 1938, реабилитирован в 1957. В 1968 учрежден Республиканский конкурс молодых певцов на приз им. Газиза Альмухаметова
Статью писал кто-то из ку-клус-клана, какой-то расист. Смотрите, говорит, башкир, а до композитора доучился, ну надо же, давайте похлопаем башкиру! Это как мне недавно знакомый написал, что у него сестра уфимка-москвичка, а закончила МГУКИ на режиссера, с красным дипломом, и работает в Москве режиссером и руководителем в каком-то театре. Башкирка (!) - а смотри, руководитель (!!) РУССКОЙ (!!!) труппы(!!!!). Чудеса.
В Упхе никого не смущает худрук Русского Драмтеатра по пхамилии Рабинович Ну башкирка, ну смогла - молодес