ЧЕРНОВИК ЗЫ: нарочисто не сверялась с тем, какие особенности у этой церемонии, почерпнув только самые общие моменты. Остальное описано глазами зрителя, не знающего основ религии и воспринимающего все происходящее как красочное шоу. Трактовка сути церемонии может сильно отличаться от официальной версии Каждый вечер в Варанаси проводится церемония поклонения реке Ганге- Аарти. Время для церемонии выбрано, по мнению индусов, самое удачное – когда половина солнца уходит за горизонт. Именно в этот час Рама убил своего главного врага – коварного демона Равану (c). Вечером, короче, мероприятие проводится. К вечеру на импровизированной сцене недалеко от воды начинаются молитвенные песнопения. Начинают в микрофон петь мантры в честь богов, стучать в барабан, звенеть в колокольчики. Поначалу подумала, что это разогрев перед мероприятием , мол, брахмины задерживаются, и местный духовный ансамбль решил исполнить свой репертуар. Такому обыденному восприятию мистерии способствовало еще и то, что вокруг сцены стояли стулья, солист пел в микрофон, а звуки музыки, хоть и были приятными, на раги не очень походили, больше на выступление какого-то ВИА. То, что это часть ритуала, поняла уже, когда из общей толпы слушателей выделились мужчина почему-то, опять же, в светской одежде, и две женщины, одна в красной сари, вторая- с перекинутым через плечо оранжевым струящимся палантином. Через некоторое время они зажгли этот самый огонь и понесли в святилище.
Размышлял сегодня о Всевышнем, об Его возможностях. Прихожу к выводу, что геогрфия сильно влияет на уровень всемогущества. Вот проведу я похожий ритуал на ступеньках набережной р. Свислочь в Минске например. Смешно, да? Я к чему клоню-то, вот приехал я такой в предгорья Гималаев например, могу ли я там побурханить, как в Саянах, или лучше воздержаться от таких экспериментов, как считаете?
В чужой монастырь со своим уставом не ходят (народное) Если знаешь, что делаешь, то можешь. А что такое "бурханить"? Вдруг от твоего бурханья придут такие духи, которых ты вовсе и не звал. То-то весело будет. Гималаи считаются сильным местом, естественно, там можно делать разное, и нужно четко понимать, что и с какой целью делаешь. Примерно так. Спасибо за интерес к теме, она не дописана пока, еще из трехсот фоток обряда этого хотя бы сорок-пятьдесят для украшения отобрать надо, да и текст переписать более литературным языком.
Везде по-разному. Ганга считается священной рекой, меня даже попросили привезти оттуда воды, хотя могли ведь набрать и в р. Яузе.
Раньше тоже так считала, так произносить и у нас в школе учили. Индусы же все ее называют Ганга, Мать-Ганга- всегда в женском роде.
Вот сейчас посетил такой вопрос: по каким составляющим реку либо называют Великой, либо не называют? "Великая река" - очень относительный термин, кмк. За спиной Арафелечки Великий(ая) Ганга. Редкая птица долетит до середины. При этом на картах Ганг по-любому имеется даже в самом удаленном масштабе. Ведь это великая река Пара таких мыслей возникла: - Мистика создает легенды - легенды создают прибавку "великая" к названию. - В реале что-то произошло в реке - и ее стали называть Великой. - Безо всякой мистики реку называют Великой - и вот она PR-великая, и в туристических картах помечена "must visit" P.S. Вот подобный пример: чего во что впадает - Кама в Волгу, или Волга в Каму Ох уж эти легенды
Огонь находился в небольшом глиняном сосуде и поддерживается очищенным топленым молоком священной коровы. Огонь переносят в небольшой шатер. Все последующие действия производят брахмины- жрецы высшей касты. После этого происходит какое-то действо, в руках брахмина появляется чаша с благовониями, все окутывается дымом, а небольшой огонь в пиале превращается в канделябр со множеством свечей. Брахмин долго еще машет этим канделябром около шатра в разные стороны. И скажу, что делает он это не просто так. По канону ему нужно проводить круги в сторону объекта поклонения. Внутри святилища, видимо, находилась статуя какого-то божества, которому и предназначались подаяния со сцены. Медленные процессии понесли в его сторону тарелки с виноградом, а пол вокруг шатра был усеян лепестками маргариток. Я, честно говоря, никакого божества не увидела, хоть и достаточно долго была окутана благовониями вместе с ревностными хранителями религии. Шатер как шатер, свечки внутри. Варанаси- город, имеющий историю в несколько тысяч лет, и когда-то вдоль священной реки Ганг стояли величественные храмы. Большая часть из них в результате войн и междуусобиц была разрушена, и остались только ступени, ведущие к воде- гхаты. Вот эти самые гхаты являются визитной карточкой города. Их много, какие-то храмы были отстроены, какие-то- заброшены, где-то сохранились сами строения, где-то нет, но спуски к воде, ступени и набережная осталось основным местом паломничества, медитации, занятий йогой. В одном из гхатов проводятся обряды погребения. Грубо говоря, гхат- это шагов пятьдесят- сто вдоль набережной. Считается, что у каждого гхата своя энергетика, ведь храмы, к которым они вели, были посвящены разным божествам, и определенные виды деятельности можно вести на определенных ступенях. Всего таких гхатов насчитывается восемьдесят четыре штуки, на любой вкус и цвет. Каждый вечер индуисты проводят там особенный ритуал- церемония поклонения реке Ганге. Смысл в том, что брахманы держат в руке пиалу с огнем и направляют священный огонь в сторону реки. Самый большой ритуал проводится в гхате Dashashwamedh, обычно именно около него можно наблюдать большое скопление верующих, к этому гхату к вечеру везут туристов, а некоторые паломники наблюдают церемонию со стороны реки в лодках. Мне же довелось наблюдать это празднество на менее известном, но ничуть не менее интересном гхате Асси. Почему именно на этом гхате? Во-первых, он располагался в пешей доступности от отеля, в котором я остановилась, а до главного добираться фиг знает сколько, гхатов тридцать, машина по узким улочкам Варанаси не проедет, а рикши по вечерам как-то криво ездят, да и опасно одной вечером. Во-вторых, менее попсовое не всегда, но довольно часто оказывается более интересным. В общем, захотелось быть ближе к народу. "Поклонение богам совершается с помощью 5-ти главных элементов: эфира (акаша), ветра (вайя), огня (агни), воды (джал) и земли (притхви)" (с). Боги- это Вишну и Шива, и сама река Мать-Ганга выступает в качестве отдельной богини. Она у индуистов считается священной рекой. Индуисты зажигают огонь всегда. Все, что используется во время огненной церемонии, попадает напрямую богам. Ритуальный огонь приносит достаток и отгоняет злых духов. Для воды используются раковины, рис и куркума, которые также являются частью ритуала, символизируют землю. В Индии есть много павлиньих перьев, причем они используются для ритуалов- приводят в движение воздушную стихию. Все священные предметы, а также канделябры с огнем оказываются в руках каждого из брахминов. Четыре брахмина в течение долгого времени машут по кругу этими канделябрами (предлагают богам огонь), дуют в раковину, машут метелками. Этот обряд носит название пуджа и является одним из самых почитаемых у индуистов. Забавно, что всем сопровождением занимаются помощники в светской одежде, контрастно смотрится очень, когда мужчина в облачении совершает ритуал, а ему рядом аккомпанирует (приносит нужные предметы, звонит в колокольчики) совершенно обычный индус. Все это действо продолжается, ну, полчаса, наверно. А вся церемония начиная от выступления ансамбля- около часа. После церемонии все выстроились в длинную очередь к брахману. Ну, все выстроились, и я выстроилась. Он накладывал каждому жирную красную точку на лоб, благословение и пожелание удачи. Ну, как точку, такую жирную штуку размером с ластик, и давал в руки палочки с благовониями. Рядом за символическую плату можно было приобрести подношение реке- такая стандартная штука из широких листьев с цветочками наверху, вот эти цветочки нужно поджечь, а штуку с листьями пустить по реке. Считается, что сила Ганги проникает в тебя через твои глаза. Ужас какой. Эти же штуки в большом количестве видела на неделю раньше в Ришикеше, который расположен гораздо выше по течению реки, у подножия Гималаев.
Очень интересноу и познавательно, и попутно возник такой вопрос - а только ли трупы ребят плывут по матери-Ганге? Где почившие девчата? Вообще, проводит ли местная религия политеку гендерного неравенства среди индусцев и индусок, или вполне хватает дремучей традиции делить гражданское общество на касты?
Ну конечно мужчина и женщина не равны. Да там не только касты, в разных местах на разных языках общаются, у них и религия разная, Индию ведь неоднократно завоевывали, помимо индуистов существует значительное количество последователей ислама (результат завоеваний Великих Моголов), европейские колонизаторы также принесли христианство, еще сингхи есть- они в чалме ходят, и атеистов тоже достаточное количество. И каждый штат- это отдельное княжество со своим укладом. А о похоронах я и не знаю ничего, обряд сати (самосожжение жены на костре вместе с умершим супругом) запретили давно. Быть похороненным в Ганге в Варанаси- это почетно, многие заблаговременно копят, чтобы после его ухода в другой мир тело было сожжено там, и прах отправлен в Ганг. Не могу претендовать на глубокое знание индийской культуры, чисто внешне на севере Индии на улицах примерно 1 женщина на 20 мужчин, на юге- 1 на 4. Внешне жители севера и юга также отличаются, и на разных языках говорят. Где женщины из северных штатов- не знаю, отвечают за дом, скорее всего. Почему на улицу не выходят- не знаю. Но это далеко не везде так. При этом с кем довелось общаться- интересные и культурные женщины. Одна из них рассказывала, что вот она мусульманка, а ее подруга- индуистка, и это не является препятствием, нормальные люди найдут общий язык. И удивилась, что я не собираюсь создавать никакой научной работы из своей поездки, мол, а зачем тогда ехать. Праздно шататься по стране- а зачем, уж если я поехала, то должна написать исследование о стране, опубликовать его в научном журнале и т.д. Жестко там у них, в университетских городках, не забалуешь. Как они вообще себе это представляют- научная работа на основании пары недель поездки?
В горах женщины выглядят примерно вот так: Вот они вяжут, вышивают, ухаживают за коровами, поддерживают в порядке дом Гималаи...
Говорю, что да, давно иду к этой мысли, стоит не просто ездить, а создавать на основе полученных впечатлений целостные произведения. В идеале, сначала ставить задачу, обозначать предмет исследования, и во время поездки эту задачу воплощать. Она (они, их там двое было) говорят, что можно начинать с заметок о путешествии, это может оказаться занятным.
вот если бы они ещё пели и танцевали... круто было бы. а ты такая в ответ, поправляешь белую матерчатую кепку (надпись "Феодосия" синим шрифтом) с пластмассовым козырьком, озорно на них смотришь, и тоже поёшь и танцуешь. вот это я понимаю, приключение.
Огонь находился в небольшом глиняном сосуде и поддерживается очищенным топленым молоком священной коровы. Огонь переносят в небольшой шатер. Все последующие действия производят брахмины- жрецы высшей касты. После этого происходит какое-то действо, в руках брахмина появляется чаша с благовониями, все окутывается дымом, а небольшой огонь в пиале превращается в канделябр со множеством свечей. Брахмин долго еще машет этим канделябром около шатра в разные стороны. И скажу, что делает он это не просто так. По канону ему нужно проводить круги в сторону объекта поклонения. Внутри святилища, видимо, находилась статуя какого-то божества, которому и предназначались подаяния со сцены. Медленные процессии понесли в его сторону тарелки с виноградом, а пол вокруг шатра был усеян лепестками маргариток.