Хуун-Хуур-Ту (Huun-Huur-Tu)- музыкальная группа из республики Тува. Изначально она называлась Кунгуртук , но ее бессменный лидер Конгал-оол Ховылыг сменил название на более хитовое и легко узнаваемое Хун Хурту, с чего и началась бешенная популярность коллектива, когда они порвали мировые хит-парады и заняли буквально все верхние строчки чартов.
Чорт, это все-равно что про Битлз написать "Музыкальная группа из Великобритании". Ну это наверное чисто мой взгляд на ВИА, не обижайся Арафель. П.С. Умеет кто хоомейем?
Не обижаюсь, пока еще не поняла, на что А то может обижусь! Ты хочешь сказать, что Хуун-Хуур-Ту возглавляет твой список попсы от горлового пения?
Или слишком сжато написано, и стоит развернуть мысль? Если говорить о горловом пении, в нем особняком стоят русские народные песни, которые поются в деревнях нашего Севера.
не, прецтавьте, чел ищет на пхоруме посты про битлз. она тут есть. но он её найти не может, потому что написано: муз. группа из вело-кобры-тани.
Очень хорошо представляю. Именно поэтому я требую, чтобы в постах всегда были корректно написанные названия ВИА. Чего Пьянарь и Арафель в данном топеге совершенно не выполняют.
Была на концерте этого коллектива в Доме- произвело впечатление. Вообще пение как таковое для меня спешивается с таким стилем, как ритуал-нойз, либо с тем, что в простонародье носит название "шуршалочки и шумелочки". В чистом виде горловое пение слушать не всегда просто, возникает потребность увидеть интересный видеоряд, накуриться или сесть на коврик для медитации- то есть этника как таковая вытесняется эмбиентом, для которого есть определенная прижившаяся культура восприятия. Хотела привести в пример "Музыку русского поозерья"- собранные по деревням песни русского Севера- а оказалось, что при всей очень насыщенной работе с голосом там самого горлового пения ничтожно мало.
Виды горлового пения, по данным сайта overtone.ru: http://overtone.ru/docs/?content=item&item=26 Хоомей (khoomei) (Тыва)В основе лежит принцып звукоизвлечения хоректээр. Крайне мелодичный, "певучий" стиль. На фоне мелоди в среднем регистре звучит обертон основного голоса - мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом либо без него. Послушать Борбаннадыр (Тыва) Родственный стилю Хоомей, так же в основе лежит принцып звукоизвлечения хоректээр. Характерна прирывистая мелодия, можно сказать что это не отдельный "стиль" а характер пения, например возможен борбаннадыр каргыраа. Послушать Сыгыт (Тыва)Основа - тот же принцып хоректээр. На фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист ( обертон) Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ Послушать Даг Каргыраа - пещерное/ горное каргыраа (Тыва) Низкий гортанный звук. Протяжное пение, с текстом и без. В этом стиле также наряду с 2 звучием возможно 3 звучие. Послушать Хову Каргыраа -степное каргыраа (Тыва) звук более зажатый, нежели в Даг и более высокий. ( Исполняет Евгений Оюн Послушать Чиландык (Тыва) В основе чиландык лежит принцып звукоизвлечения каргыраа и сыгыт - если грубо - это совмещение этих двух стилей Послушать Эзенгилээр ( Тыва) Хоть по началу кажеться, что этот стиль похож на борбаннадыр - это совсем не так, хотя "стакато" безусловно присутствует и в том и в другом стиле. Послушать Стиль певца Ойдупаа История этого стиля весьма удивительна - собственно Ойдупаа Владимир Оюн сидит в тюрьме ОООООчень долгое время , вот прямо в тюрьме был выпущен единственный его диск, с абсолютно новым звучанием стиля каргыраа, у этого звучания нашлось множество последователей и стиль был назван Ойдупаа каргыраа. Такой звук требует весьма большого напряжения. Послушать Кархара ( Алтай) Принцып звукоизвлечения такой же как каргыраа, одновременно более напеное пение нежели каргыраа. Используется большее колличество текста, нежели в песнях Тывинцев. Кайчи - сказитель, с помощью Кая рассказывают "былины", легенды. Послушать Сыбысхы ( Алтай) Немного похоже на сыгыт и на монгольский Isgeree-hoomei , но это не совсем так. При неизменном звуке в верхнем регистре, нижний звук изменяется и им формируется мелодия в отличии от сыгыт, так же мелодия нижнего регистра поется подругому нежели в монгольском Isgeree-hoomei, хотя техники более схожие - так же поется нетолько "ртом" но и носом как и у монголов, в отличии от тувинцев. Послушать Хай ( Хакассия) Этот вид, хоть и называется Хай - со схожим названием, как у Алтайцев, на мой взгляд от него сильно отличается. Так же Хакаские Хайчи с помощью Хая рассказывают сказания, легенды. Послушать Isgeree-hoomei ( Монголия )Хоть Монголы и Тывинцы принадлежат к разным языковым группам названия стилей у них схожие ( Khoomei - Hoomij). Чем то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт. Различают 4 разновидности Isgeree-hoomei: Chooloin-hoomij , Zeedshnij-hoomij, Gedesnij davchar zochilttoi-hoomij, Chamrij-hoomi Послушать Charchiraa-hoomei (Монголия)В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с Тывинским, но все таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические" что ли и звук несколько другой. Подразделяется на Davchar zochilttoi Charchira и Zochiltoi-Charchiraa. Так же еще существует Schachaa-Hoomij Послушать Узляу (Башкирия) Несколько напоминает Хоомей, хотя звучание более "грубое" и обертон гораздо тише ( чем то похоже на колыбельный хоомей - есть и такая разновидность) Послушать Dzho-Kay.(Или Тибетское горловое пение) Послушать Umngqokolo Umqang . (Северная африка)Пение племен Xhosa (Северная африка) данный фрагмент - женское исполниние Umngqokolo Umqang. Весьма непростое исполнение, на фоне очень низкого для женщины динамического тона (аля каргыраа) - обертонная мелодия со сложным ритмом. Звукоизвлечение скорее всего такое же как в технике "думчуктар" ( Тыва) тоесть так называемое носовое пение. Информации по Umngqokolo Umqang практически нет. Послушать Папуа Новая Гвинея Ох, дорогие друзья... жаль незнаю названия этих стилей... но звучание впечатляет конечно... Чем то смахивает на эзенгилээр, хоомей, думчук каргыраа... но язык поворачивается с трудом такое сказать Послушать Индейцы Аляски Женское горловое пение индейцев Аляски. Послушать
Первые два сэмпла гвинейского пения еще вроде похожи на чисто горловое, но остальные больше смахивают на какое-нибудь диджериду.
Shu De (Тува) в треке представлены сразу три стиля горлового пения Sygyt, Khoomei, Kargyraa из альбома 1994 года "Voices From The Distant Steppe"
У Хуун Хуур Ту (Huun-Huur-Tu) есть очень интересный альбом 1996 года Fly, Fly My Sadness записанный с фолк ансамблем The Bulgarian Voices
Ту песню, о которой думала, в инете не нашла, а горловое пение часто используется при распевках и вступлениях к народным песням, хоть и не выступает в качестве самостоятельной композиции. Вот в качестве примера красивая распевка: Не знаю, как это по-научному, попробую своими словами. Когда поет хор, часто один голос начинает песню, потом второй ее подхватывает, некоторое время (как правило, значимые слова песни) поются вместе, а потом остается только второй голос, а первый начинает звучать обертонами ыыыыыы, мммммм, ооооооммммм Через некоторое время первый голос затихает полностью, вступает третий голос, и теперь уже второй голос отходит на задний план и начинает поддерживать структуру песни именно горловым пением. Потом второй затихает, подхватывает четвертый, а теперь уже третий переходит на обертон, и так далее. Такое многоголосье с элементами горлового пения иногда встречается в деревенских песнях, но я не знаю, как правильно называется этот стиль или прием.
Подобные практики в наше время некоторые люди называют йогой голоса. Голос как инструмент активно использует мистик с необычной для йога фамилией Олег Российский. Его обертонное пение в сочетании со звуками поющих чаш и варгана заряжает пространство вокруг положительной энергетикой, через голос происходит сакральная связь с духами места, и голос же выступает как внутренняя преобразующая сила, приносящая гармонию в окружающее пространство: Голосовые практики используются для исцеления от недугов, внутренней и внешней работы многими эзотериками мира (преимущественно, шаманами и сочувствующими, что неудивительно). Этот же исполнитель проводил открытый мастер-класс, где рассказывал о техниках и приемах использования обертонов, этот мастер-класс кто-то заботливо записал на видео и выложил в сеть. В записи говорится и о правильной технике дыхания, и о преображении окружающего пространства при помощи горлового пения
Николай Ооржак- Algysh Алгыш- это обрядовая поэзия, то есть алгыши- это заговоры и заклинания злых духов, обращение к духу Земли, Солнца, Луны, Тайги и определение направления полетов шамана
Выступление вот такого чела сегодня посещу: Алтайское горловое пение Кай - традиция сказания дошедшая до нас с древних времен. Кайчи, сказители, почитались на Алтае больше шаманов. Истории о подвигах героев, воспевание красот природы и непревзойденная мудрость народа - все это излагается разными голосами поэтическим слогом в сопровождении топшура, рисуя в сознании слушателя невероятные картины. Центр О предоставляет уникальную возможность услышать непревзойденное мастерство горлового пения одного из лучших мастеров кайчи России, Ногона Шумарова. А 14-го декабря, на следующей день после концерта, вас ждет мастер класс по горловому пению и игре на варгане. Уникальная возможность получит знания из уст человека-легенды!! Заслуженный артист России, режиссер, актер, драматург, певец и композитор. Родился 9 июля 1947, в селении Малый Яломан на Алтае. С 1978 г. работает главным режиссером республиканского театра драмы в г. Горно-Алтайске. Поставил более 60 спектаклей и театрализованных представлений. Собирает и изучает фольклор своего народа, стараясь сохранить творческое наследие и привнести в традиционное искусство новое, современное дыхание (формы). Сейчас Ногон Шумаров – постоянный участник многочисленных фестивалей этнической музыки, гастролирует по всему миру.