INGEBRIGT HAKER FLATEN - 2003 - "Double Bass"

Тема в разделе "Рецэнзии", создана пользователем void, 8 июн 2014.

  1. void

    void Модератор Команда форума

    Регистрация:
    23 фев 2014
    Сообщения:
    217
    Адрес:
    г. Вологда
    Ingebrigt Håker Flaten © 2003

    Double Bass

    [​IMG]

    Трек-лист:
    1. Danger Music (2:48)
    2. The Joy Of German Bowing I (3:13)
    3. Slides (1:54)
    4. ULV ULV (2:44)
    5. Babylon (2:20)
    6. Kindred Spirit (2:10)
    7. Ggahmeshu (2:03)
    8. I Loves... (6:41)
    9. Swedish Impressions (12:32)
    10. Cats & Dogs (4:06)
    11. The Joy Of German Bowing II (4:46)
    Состав:
    Ingebrigt Håker Flaten - Double Bass
    Официальный сайт музыканта
    Википедия
    Релиз:
    01.07.2003
    Лейбл:
    SofaMusic
    The release was recorded in a studio in Oslo during spring 2003 on two different double basses.
    Стиль:
    Jazz: Avant-Garde
    Jazz: Free Improvisations
    [​IMG]

    А знаете ли вы как звучит контрабас, самый крупный и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов? "Конечно знаем, - ответите вы. - Вот же он бубумкает на фоне в каждом первом джазовом альбоме." А на самом же деле, большинство (даже среди музыкантов) представляет от силы десятую часть его возможностей с точки зрения разнообразного звукоизвлечения. В этой рецензии я хочу рассказать вам о музыканте, который знает о контрабасах всё - это норвежец Ingebrigt Håker Flaten (и я даже не буду пытаться записать его имя на русском языке). Этот человек участвует в десятке различных известных фри-джазовых проектах, среди которых The Thing, Scorch Trio, Atomic. Он изучал инструмент в музыкальной консерватории Трондхейма с 1992 по 1995 под руководством учителя Odd Magne Gridseth. А с 2001 года ведёт активную концертную и студийную деятельность в авангарде европейского джаза. В 2003 году музыкант записал альбом с незатейливым название Double Bass - около 45 минут сольных импровизаций на контрабасе. И могу себе только представить какие магические ритуалы совершал Ingebrigt Håker Flaten во время записи, но на пластинке я слышу не четыре струны с большим резонатором, а голос природы и вечности, дремлющий до поры в неудобном деревянном корпусе и вырвавшийся наконец наружу.

    Почти все 11 композиций сыграны в разной технике. Лишь The Joy Of German Bowing в двух частях имеет единую концепцию. Но дело даже не в особенностях звукоизвлечения, а в свободе выражения мыслей и настроений, которую позволяет достичь такое глубокое понимание инструмента. Хочется страстей - пожалуйста, хочется уютной полудрёмы - без вопросов, хотите послушать интересную историю - рассказчиков есть у нас, а хотите поучаствовать в диалоге - тоже без проблем, вот вы с рассказчиком на равных. В этом плане свободная импровизация соло-музыканта казалось бы таит в себе неоспоримый плюс - не надо ни под кого подстраиваться и можно позволить слушать только своё настроение. Однако за вуалью вседозволенности может скрываться и гигантский минус - как потянуть всю эту махину на себе, не расслабляясь, не теряя концентрацию и сохраняя интерес, как свой так и слушателя. С этим, к счастью Ingebrigt Håker Flaten справляется, и, думаю, именно свободное владение различными техниками звукоизвлечения немало способствует этому. Его слушать - в первую очередь интересно. Порой забываешь, что он один в поле и слышишь и перекличку голосов, и слаженный их гул.

    Описывать конкретные треки, я не буду, да и не к чему - музыка в данном случае крайне выразительна и образна и без слов человеческого языка. Вот она меланхолия I Loves..., вот игривость Cats & Dogs, а вот и тревожность Danger Music. Самая загадочная композиция, пожалуй, Swedish Impressions - казалось бы держится в рамках выразительных средств традиционного фри-джаза, однако для меня есть в ней что-то неуловимое, что я на протяжении вот уже многих прослушиваний словно упускаю из виду. Но так и должно быть. Я верю, что эта неуловимость в музыкальных произведениях - это то, без чего искусство станет плоским. А уж этот альбом - искусство, в своём незамутнённом виде, хотите верьте, хотите нет. Послушать его стоит по нескольким причинам: как минимум для любопытства и расширения музыкального кругозора, всё-таки не самый банальный инструмент, в не самом банальном представлении. А как максимум, чтобы вновь поискать ту грань, когда музыка оживает, но при этом не теряет возвышенности.

    Приведу парочку примеров:
    Ggahmeshu

    The Joy Of German Bowing I

    Ну и ссылка на сам альбом: скачать.
     
    • Отлично! Отлично! x 3