PAAL NILSSEN-LOVE - 2010 - "27 Years Later"

Тема в разделе "Рецэнзии", создана пользователем void, 8 июн 2014.

  1. void

    void Модератор Команда форума

    Регистрация:
    23 фев 2014
    Сообщения:
    217
    Адрес:
    г. Вологда
    Paal Nilssen-Love © 2010

    27 Years Later

    [​IMG]
    Cover Design - Lasse Marhaug

    Трек-лист:
    1. Part I (11:20)
    2. Part II (13:43)
    3. Part III (6:21)
    4. Part IV (9:27)
    5. Part V (9:35)
    Состав:
    Paal Nilssen-Love - Drums, Percussion
    Официальный сайт музыканта
    Википедия
    Релиз:
    PNL005, 2010
    Лейбл:
    PNL
    Recorded live on the 20th July 2002 at Forum in Molde, Norway during Molde Internasional Jazzfestival. Previously released on Utech Records #24 in a limited Version of 150
    Стиль:
    Jazz: Avant-Garde
    Jazz: Free Improvisations
    [​IMG]

    Хочу продолжить небольшой цикл рецензий на знаковые соло-альбомы свободной импровизации. В этот раз на повестке дня барабаны, инструмент, одновременно, самый древний из известных человечеству, и в то же время активно развивающийся (как в плане конструкции, так и в плане техник исполнения) и по сей день. С начала XVIII века большой барабан стал использоваться как полноправный оркестровый инструмент, а в начале XX века (а именно в 1935г. барабанщиком Джимми Крупом в составе оркестра Бенни Гудмена) сформировался стандартный драм-сет (большой барабан, малый барабан, один навесной том, один напольный том, хай-хет и одна подвесная тарелка). Уже позже появились карданы и эффект-тарелки, но глобально конфигурация драм-сета больше не менялась. Почему же состав сета именно такой? Давайте ненадолго отвлечёмся от тембральной окраски инструментов, и попробуем сравнить барабанную установку с энергоснабжающей системой человеческого организма. Большой барабан (он же бас-бочка) - это дыхание, снабжение организма кислородом; малый барабан (рабочий) - сердцебиение; хай-хет - кровеносная система, по которой сердце гоняет кровь, которую лёгкие насыщают кислородом при дыхании; томы - навесной и напольный - это мышцы рук и ног, сокращение и растяжение которых влияет на приток крови; и наконец тарелки (здесь абстрактно и крэш, и райд) - нервные импульсы, которые могут инициировать движение внутри организма, как ответ на внешние раздражители. Знатоки анатомии наверное смогут поправить меня и объяснить, что всё не так просто, однако, я хотел лишь подвести к той мысли, что барабанная установка в музыке часто воспринимается как энергетический ресурс, пусть и достаточно сложный, но не более. Естественно, что все великие барабанщики, не хотели мириться с ролью ресурса и старались расширить свою музыкальную позицию. Где-где, а в джазовом авангарде для этого существует вполне благодатная почва.

    Paal Nilssen-Love просто обязан был стать известным барабанщиком. В джаз-клуб, а затем и в консерваторию Трондхейма на класс джазовой музыки его привели в 1993 году (да-да, он был однокашником Ingebrigt Håker Flaten) родители, которые оба были профессиональными барабанщиками. Там Пол и собрал свою первую группу Element. Известность же пришла к нему в составе Frode Gjerstad Trio в 1996, ну а потом понеслось-поехало. В итоге сейчас Paal Nilssen-Love не только известный исполнитель, но и, в некотором смысле, законодатель мод авангардного драмминга. Первый свой сольный альбом "Sticks & Stones" он записал в 2001 году, а следующий "27 Years Later" в 2005, его переиздание я и рассматриваю в данной рецензии. Стоит заметить, что достаточно много известных барабанщиков имеют на своём счету сольные альбомы, однако, чаще всего, соло лишь отчасти. Когда на альбоме указано только имя драммера, например Dave Weckl или Jojo Mayer - это не значит, что на записи будут только барабаны. Да они будут лидировать, но без баса, гитары и электронной подложки вряд ли обойдётся. У Paal Nilssen-Love в этом плане всё честно: все звуки, присутствующие на сольных альбомах извлечены только с помощью одного или нескольких драм-сетов. И я, признаться, далеко не всегда понимаю как это происходит. Люди опытные говорят, что это надо видеть - игра на барабанах в исполнении Нильсен-Лава превращается в незабываемое шоу.

    Альбом представляет собой запись живого выступления на джазовом фестивале в Норвегии. Импровизация, записанная на 27 Years Later состоит из пяти частей. По содержанию их можно разделить примерно следующим образом:
    • Первая часть - разминка в форме рондо, где рефреном является партия томов. Они настроены довольно высоко и дают в общую картину довольно светлый оттенок.
    • Вторая часть - игра слоями, самая любимая мною часть. Один из характерных приёмов Paal Nilssen-Love, который можно встретить и на других его альбомах. Драм-сет условно делится на два слоя: железная перкуссия и деревянная перкуссия. Малый барабан - является связующим звеном, в зависимости от техники исполнения тяготеет то к одному, то к другому слою. Сами слои достаточно плотные и скорее шумовые, чем ударные. Начинаясь строго отдельными голосами, к концу второй части слои постепенно смешиваются друг с другом как краски на палитре художника
    • Третья часть - наиболее эксцентричная, максимально сосредоточенная на техниках звукоизвлечения, и потому в ней довольно сложно проследить повествовательную составляющую. Здесь скорее виден исследовательский подход и попытка раскрыть самую суть звука.
    • Четвёртая часть - в противовес третьей самая традиционная. Здесь акценты на ритмической составляющей и на тембре не отдельного перкуссионного элемента, а драм-сета целиком. Здесь сложно выделить отдельные голоса, скорее "аккорды", которые движутся в едином потоке.
    • Пятая часть - кода, которая соединяет все предыдущие части в законченную картину. Она вытекает из ритмической составляющей четвёртой части, с отголосками рефрена первой. Затем расслаивается на голоса, напоминая про вторую часть, но голоса позволяют себе чуть большую свободу и гибкость, характерную для третьей части. В коде больше динамических акцентов и сложных взаимодействий инструментов драм-сета.
    В целом же импровизация позволяет выделить характерные черты исполнительского подхода музыканта: нечастое использование кардана, а предпочтение более сложной работе с хай-хетом, редкое использование щёток, высокие томы, отсутствие эксцентричных эффект-тарелок. При всём богатстве приёмов - некий аскетизм в требованиях к составу драм-сета. Это всё конечно интересно, скажете вы, но почему этот почти часовой альбом, наполненный лишь барабанами, от застенчивых, до безумных, должен быть интересен слушателю. Ответ простой - потому что барабаны здесь не энергетический придаток, а самоценная система. И исполнитель - не инженер, а творец, создающий языком перкуссионных инструментов мир, не менее сложный и прекрасный, чем иные демиурги с полным набором музыкальных инструментов.

    Превью:
    Part III


    Ссылка на сам альбом: скачать.
     
    • Отлично! Отлично! x 7
  2. Suti

    Suti Модератор ДЕГЕНЕРАТЫ

    Регистрация:
    26 янв 2014
    Сообщения:
    3.650
    Отлично, с интересом ознакомился! Реца тоже достойная :up: